Бросай курить сейчас!
Настал ваш час, чтобы заработать реальные деньги на своем сайте
2,5 $ за 1000 хостов!!!
|
Стиль "модерн"
(франц. moderne — новейший, современный)

Стиль в европейском и американском искусстве кон. 19—нач. 20 вв. В
различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art
Nouveau) во Франции, Бельгии; "югендстиль" (Jugendstil) в Германии,
"сецессион" (Sezession) в Австрии, "либерти" (Liberty) в Италии и др..
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального
общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи
художественного индивидуализма, а с другой — искусство утопически
рассматривалось как средство социального преобразования общества,
например, в работах бельгийца X. К. ван де Велде, основывавшегося на
социалистической утопии Морриса. Утверждая единство стилеобразующих
принципов всего окружения человека — от архитектуры жилища до деталей
костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря на программный
отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как
основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко модерн выразился в
архитектуре частных домов — особняков, в строительстве - деловых,
промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально
новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически
заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В
модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные
элементы здания; декоративность модерна заключалась в эстетическом
осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её
утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело
построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и
пластической организации внешних форм. Фасады, интерьеры зданий модерна обладают в
большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой
приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные
явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Хорта и ван де Велде в Бельгии,
Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют
составляющие здание объёмы (постройки И. Хофмана, Й. М. Ольбриха в
Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Некоторые
архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить
каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд
построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре
во Франции). В отличие от эклектизма 19 в., формально заимствовавшего
отдельные детали исторических и национальных стилей, модерн путём
стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей,
в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи
целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного
образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был
орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный
экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру
произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства
модерна. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные
узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их
сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют
пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический
смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым,
одухотворённое с вещным. У мастеров венского модерна — Хофмана, Ольбриха,
в работах шотландской группы "Четверо" во главе с
Макинтошем строго
геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Для модерна
характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм
искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой
самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна.
В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре —
рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание
синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция
проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего
различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).
Принципы формообразования нового стиля
-
Отказ от прямых линий и углов в пользу
более естественного плавного движения изогнутых линий;
-
Стремление создать единый синтетический
стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его
интерьеров были бы связаны в единое художественное целое;
-
Отрицание статичных и симметричных
композиций, использование асимметричных композиций, элементы которых
находились в динамическом равновесии;
-
Особое внимание уделялось живописи и
скульптуре. Они играли активную роль в формировании общей композиции
художественного произведения, контрастно выделяясь на плоскости
стены, «вырастая из нее», при этом не разрушая ее целостности и
общей тектоники;
-
Цвет, фактура и
текстура материала стали предметами нового стиля, средством
художественной выразительности в формообразовании изделий;
-
«Флореальность» - использование
растительного орнамента и природных форм.
Смотрите также:
|