
Цельные, прямоугольные, строгие,
аскетичные, с эркерными окнами, массивными трубами и сложно
профилированными стенами,
здания Чарльза Макинтоша (1868-1928), по мнению журнала «Студио»
послужили образцом для Йозефа Гофмана и других представителей
европейского модерна.
Черты, характерные для развивающегося в Европе стиля модерн,
типичны и для проекта «шотландские башни», представленного
Макинтошем в архитектурную организацию Глазго. Он вдохновлялся
образами шотландских баронских замков, запечатленных им во
множестве набросков. Его стиль бы прежде всего функциональным
массивные каменные стены служили основой конструкции, а также
защитой от сильных ветров, маленькие окна позволяли сохранять
тепло, а четыре
скатные крыши с большими карнизами подходили к
дождливой и снежной
погоде.
Макинтош создал интерьеры многих
кафе в Глазго. Удлиненные фигуры в росписи по трафарету в кафе
на Бьюкенен-стрит напоминают живопись Климта.
В творчестве Макинтоша рационалистические конструктивные идеи
сочетались с индивидуальным самовыражением. В ранний период
решающим было пространство, как например, в Хитл
- Хаусе (1903) в
Хеленсберге, глее значение организации внутреннего пространства
бросается в глаза – помещения как будто высечены в стенах, много
внимания уделено тому, чтобы комнаты гармонизировали друг с
другом и видом из окон.
В 1896г Макинтош победил в конкурсе на лучший проект Высшего
художественного училища в Глазго – самой знаменитой и
совершенной из своих
построек. Сложная композиция внутренних
пространств и объемов и сочетание их с внешним обликом здания,
вписанность в окружающую среду – все это выделяет его из общего
ряда строений того времени.
Мебель Макинтоша была изящна во всем – даже в торговой марке. В
ранних работах еще встречается орнамент на его знаменитом белом
фоне, но с течением времени стиль становится более строгим. Хотя
идею «чистоты» иногда связывают с более поздними периодами в
живописи и дизайне, но здесь Макинтош, бесспорно, первопроходец,
главным образом благодаря идеям в области пропорций. |