Берлаге Хендрик Петрус (1856-1934), великий
голландский архитектор, крупный мастер югендстиля,
основоположник современной голландской архитектуры, один из
основоположников рационалистического направления в европейской
культуре рубежа XIX-XX веков. Яростный критик исторических
стилизаций, последовательно отстаивавший принцип «правдивости»
использования материалов и конструкций.
"Искусство архитектора заключается в организации пространства, а
не в прорисовке фасада".
Родился в Амстердаме. Учился в Политехническом институте в
Цюрихе (1875-78). В 1880 совершил поездку по Италии, Австрии,
Германии. Практической деятельностью начал заниматься с 1889 в
Амстердаме. Большая часть работ реализована в Голландии,
несколько построек - в Англии, Германии, Дании. Строил
преимущественно конторские здания смешанного стиля - наполовину
романского, наполовину - ренессансного. Ранние работы Берлаге
выполнены в стиле голландского Ренессанса. В этом ему помогли
исследования средневековых сооружений. Вместе с тем зодчий был
крайне осторожен в применении новых форм.
Здание,
сделавшее его знаменитым и определившее переход от историзма XIX
века к новой архитектуре, - Амстердамская фондовая биржа,
созданная архитектором в 1897-1903. Ренессансно-римские формы
XVI века, примененные зодчим, интерпретированы столь свободно,
что приобретают новое качество. Декларируемая Берлаге и
примененная им в здании Биржи "красота обнаженной стены" вскоре
повсеместно стала определяющей для новой архитектуры.
Строительство Биржи стало следствием победы в конкурсе,
состоявшемся в 1897. Победивший проект был основательно
переделан самим автором, что свидетельствовало о его стремлении
максимально "очистить" работу, выявить рационалистический
характер постройки. В здании Биржи Берлаге с удивительной
тонкостью и мастерством использовал сочетание кирпича и светлого
естественного камня. В соответствии с идеей правдивости в
архитектуре были решены и интерьеры Биржи. Конструкция стальных
перекрытий кровли была оставлена открытой, что придало
центральному залу Биржи своеобразный и запоминающийся облик.
Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в развитии
градостроительства. В числе первых в Голландии он обратился к
проблеме благоустройства городов. Им было создано несколько
планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие
градостроительства.
Градостроительная деятельность Берлаге началась с проектов
реконструкции трущобных районов Амстердама. При этом ставилась
задача спроектировать и развить экономичное жилье для рабочих.
Среди градостроительных работ Берлаге известны: "Амстердам-Зюд"
- проект первой очереди реконструкции относится к 1902, второй
очереди - к 1915-17, проекты перепланировки Гааги (1908),
Утрехта (1922-28). Эти работы отличались новым подходом к
проблемам планировки города. В отличие от принятой системы
раздробленных групп частных домов Берлаге предложил единые
массивы муниципальных сооружений, что для того времени было
значительным шагом вперед. В 1911 посетил Америку и стал
активным пропагандистом творчества Ф. Райта.
Благодаря ему в Европе узнали работы Райта и других американских
архитекторов. Профессор политехнического института (с 1924).
Несмотря на то, что Берлаге оказал большое влияние на
становление рационалистической архитектуры, он не примкнул ни к
одному из новых архитектурных направлений. В 1928 был участником
I конгресса CIAM в Ла Сарра, но счел себя слишком связанным с
более традиционной концепцией в архитектуре, чтобы вступить в
CIAM.
Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге
(1919-34).
Многие здания в Нидерландах фактически были созданы под
воздействием работ Берлаге. Воспетая им красота гладких
поверхностей значительно повлияла на Современное движение в
Голландии (группа "Де Стиль"), а его экспрессивная интерпретация
исторических форм способствовала развитию голландского
экспрессионизма Амстердамской школы.
Выступал против эклектики, столь характерной для второй половины
XIX века, призывал своих современников к "правдивому" отношению
к материалам и конструкциям в архитектуре. Сформулировал
простоты и материально-конструктивной логики - "правды" в
"искусстве конструировать" (архитектуре). Вслед за У. Моррисом
стремился к совершенству в обработке материалов. Вновь открыл
значение и красоту кирпичной кладки. Штукатурку, как и любой
другой вид отделки стен, считал фальсификацией и избегал такой
практики даже в жилых помещениях частных домов.
Его глубоко оригинальный стиль представляет собой шаг от
неоклассицизма к голландскому экспрессионизму. |