 Ритвельд
Геррит Томас - голландский дизайнер. Содействовал разработке
канонов современного проектирования.
Родился в Утрехте. Образование его закончилось в 1900, когда
Ритвельд вынужден был стать учеником в магазине отца. В 19-11 -
художник в частной ювелирной фирме. В 1911 открыл свою столярную
мастерскую. На протяжении всех этих лет посещал вечерние
архитектурные классы в Утрехте и, став свободным художником, в
1919 вошел в группу "Стиль" (1917). Фотография его первой
публичной работы - красно-голубой стул (1918) - была
опубликована на страницах этого журнала.
Поворотным этапом в карьере Ритвельда от дизайна к архитектуре
стало проектирование освещения ювелирного магазина "G. Z.C.
Jewelry" в Амстердаме (1920-22), после чего Ритвельд
спроектировал множество магазинов. Ритвельд также создал дом
Шредера в Утрехте (1924) - одну из своих замечательных построек.
В 1929 он начал разработку основной концепции своей жизни -
"стержневую" систему жилища, основанную на изготовлении
заводским способом ядра, которое включает в себя отопление,
вентиляцию, канализацию и электропроводку. Жилое пространство
примыкает к этому ядру. Известность приобрел как
мастер-концептуалист. В довоенные годы проектирует много дешевых
домов, а том числе для выставки в Вене (1830-31).
Кроме того, в годы Великой депрессии проектировал линию дешевой
сборной мебели, основанной на модуле из деревянного ящика. В эти
годы интерес к архитектуре резко упал, но в 1950 он получает
множество как частных, так и государственных заказов.
В последние годы жизни Ритвельд был избран членом Общества
нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в
Дельфте и награжден орденом Оранж-Нассау и Королевским орденом
Бельгии.
1899 г. - учится на плотника в мастерской своего отца в Утрехте;
1904 - 1911 гг. - работает чертежников в мастерской золотых
изделий; обучается на вечерних курсах в Утрехтском Музее
искусств и ремесел; 1906 г. - ученик архитектора П.Дж.С.
Клаархамера; в 1917 г. работает вольнопрактикующим
краснодеревщиком в Утрехте; в 1918 г. знакомится с Тео ван
Дусбург; собирает группу "Де Стииль"; 1919 г. - открывает
собственную архитектурную студию в Утрехте; первая выставка
вместе с группой "Де Стииль"; 1924 г. - строит резиденцию
Шрёдера в Утрехте; 1927 г. - начинает эксперименты с новыми
материалами, такими как стальные трубки, прессованная древесина
(ДСП), алюминиевые листы и слоистая древесина; 1928 г. - один из
основателей Международного Конгресса современной Архитектуры (Congres
Internationaux d'Architecture Moderne) (CIAM); 1947 -1951 гг. -
преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме; 1950 - 1954
гг. - преподает в художественной Академии в Гааге; 1951 г. -
большая ретроспектива работ группы "Де Стииль" в Амстердаме;
многочисленные продажи; 1954 г. - проектирует Голландский
павильон на Венецианском биеннале; 1954 - 1958 гг. - проектирует
здание Института прикладных искусств в Амстердаме; 1958 - 1963
гг. - строит Академию визуальных искусств в Арнхайме; 1961 г. -
открывает архитектурную студию вместе с Дж. ван Дилленом и Дж.
ван Трихтом; в 1964 г. получает почетную докторскую степень
Дельфтского Политехнического института.
Дизайнер мебели и архитектор Геррит Ритвельд был значительной
фигурой в так называемом "рациональном модернизме", открыв,
благодаря своим экспериментам, новые способы конструирования
мебели.
Самый показательный для группы «стиль» - дом Шредера в Утрехте,
который создал Геррит Ритвельд (1888-1964) в 1924 г в
сотрудничестве с заказчицей Трус Шрёдер-Шредер, которая сама
была дизайнером интерьеров. Он расположен на самом краю
городской застройки и больше напоминает живопись Мондриана.
Ставшую вдруг трехмерной, некий «объект», чем жилое строение.
Здесь нет стандартных моделей, никаких поверхностей,
соединяющихся под углом друг к другу, никакого тонкого орнамента
– одни прямые углы. Все здесь изготовлено специально для дома,
но сделать это смог бы любой. Никаких экзотических материалов –
ни специфически обработанного камня, ни мрамора, ни изысканной
кирпичной кладки, ни кусочка полированной древесины. Все
поверхности просто крашенные – в различные цвета. Все
поверхности просто крашенные – в различные цвета. Все фасады
решены как композиция выступающих и заглубленных плоскостей и
линий, они кажутся неустойчивыми и нереальными. Эта архитектура
выражает ощущение пространства.
|

Жилой дом Шрёдера-Шредера в Утрехте, 1924г., можно считать
реализацией 16 пунктов «пластической архитектуры» ван
Дусбурга. Он воплощал заветы ван Дусбурга, будучи
элементарным, экономичным и функциональным; немонументальным
и динамичным; антикубистическим по форме и антидекоративным
по цвету. Это единый объем, не замкнутый в себе, но
связанный с окружающим миром. Ограничивая объем, Ритвельд
выступающими плоскостями, навесами, консолями и т.д.
связывает здание с окружающим пространством. Характерна и
новая трактовка внутреннего пространства – отказ от членения
внутренности дома примитивными комнатами-коробками.
Размещенные на верхнем этаже жилые помещения с открытым
трансформирующимся планом, несмотря на традиционность
конструкции из кирпича и дерева, являлись примером
постулированного
ван
Дусбургом положения о динамичной архитектуре, освобожденной
от несущих нагрузку стен и ограничений, диктуемых
использованием оконных проемов, разделенных импостами.
Большое внимание уделено и цвету.
«Мы
определили истинное место цвета в архитектуре. Мы заявляем,
что живопись, оторванная от архитектурного сооружения (т.е.
станковая живопись), больше не имеет права на
существование».
(7 пункт Манифеста).
|