Бросай курить сейчас!
Настал ваш час, чтобы заработать реальные деньги на своем сайте
2,5 $ за 1000 хостов!!!
|
Ludwig Mies van
der Rohe (1886-1969)
|

Людвиг Мис ван дер
Роэ родился в Аахене 27 марта 1886 года. Уже в 1920-е годы к
фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию матери. С
пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя
бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис
уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из
лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию
интерьеров, а с 1908 года — в мастерской
Петера Беренса. Мастерская Беренса была единственной в
Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно
нуждалось.
Три года, проведенные в мастерской Беренса,
заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда
усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные аспекты
творчества своего учителя. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912
году уехал в Гаагу, где познакомился с работами
Х.-П. Берлаге. В 1913 году он открыл в
Берлине свое проектное бюро.
Период ученичества завершила первая мировая война. В годы
социальных потрясений и экономической разрухи, когда строились
мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных
проектов (1919-1924). Среди них отмеченные влиянием
экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов; архитектор искал
новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее
всего выявляющую прозрачность и блесткость стекла.
Проекты двух загородных домов 1923 года — кирпичного и
железобетонного, разработанные Мис ван дер Роэ, имеют неоценимое
значение для развития современной архитектуры. В этих двух
проектах Мис ван дер Роэ выразилась новая концепция в
архитектуре.
В начале 20-х г происходит взрыв – сразу несколько революционных
проектов – стеклянный небоскреб на Фридрихштрассе в форме
звезды, еще один небоскреб с аморфным пластичным планом и
административное здание из бетона. Они не имели аналогов в
мировой архитектуре. Мис первым в мире отказался от фасадов,
заменив их стеклянной мембраной, открывающей внутреннюю
конструктивную структуру здания. Мис разрушил еще один принцип
традиционной архитектуры – замкнутость внутренних пространств.
Он придумал так называемое “перетекающее пространство” – когда
свободно стоящие стены делят пространство на зоны, перетекающие
одна в другую. Мис ван дер Роэ создал эстетику, сделавшую
ненужными архитектурные украшения. Он показал естественную
красоту архитектурных элементов, формирующих пространство –
чистые плоскости стен – белые, прозрачные или фактурные, летящие
плоские перекрытия, металлические или бетонные колонны,
предельно тонкие с тщательно прорисованными конструктивными
деталями.
«В своем проекте небоскреба на Фридрихштрассе в Берлине я
использовал форму призмы, которая, как мне казалось, наилучшим
образом подходила к треугольной строительной площадке. Я
разместил стеклянные стены под небольшим углом одну к другой,
чтобы разрушить монотонность огромных стеклянных поверхностей.
Работая с реальными стеклянными моделями, я обнаружил, что
важной является игра отражений, а не эффекты света и тени, как в
обычных зданиях. Результат этих экспериментов можно увидеть на
приведенной здесь второй схеме. На первый взгляд, изогнутые
очертания плана кажутся спорным решением. Эти изгибы, однако,
определялись тремя факторами: достаточным освещением интерьера;
силуэтом здания, воспринимаемым с улицы, и, наконец, игрой
отражений. Работая со стеклянной моделью, я понял, что расчеты
света и тени не помогают при проектировании полностью
стеклянного здания». Людвиг Мис ван дер Роэ |

  |
Павильон Германии на выставке в
Барселоне, 1929
Павильон на монументальном цоколе из травертина с двумя
бассейнами, облицованными черным стеклом, в свое время был
разобран, увезен в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан.
Уникальность этой постройки - в доведенном до абсолюта принципе
перетекающего свободного пространства, в ощущении той самой
концентрации, квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это
маленький павильон, не несущий никакой градостроительной
нагрузки – игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего.
Как не вспомнить Микеланджело, который на вопрос: «Как Вы
создаете свои скульптуры?» ответил: «Беру камень.... и отсекаю
все лишнее». Мис показал, как это можно сделать в архитектуре.
Его усилиями стало аксиомой положение о пространстве как вещи
синтетической. Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с
экстерьером. В основу планировки положен принцип свободного
плана. Павильон не имеет ни замкнутых помещений, ни дверей –
пространство течет непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить
это пространство, существующее по «другим», невероятно
гармоничным законам. Верный себе, Мис ювелирно отточил каждую
«мелочь». Чего стоят одни только фирменные мисовские
металлические колонны или мебель - стул и табурет «Барселона»,
созвучные стенам, большим плоскостям стекла и хромированным
столбам. Рисунок двух х-образных хромированных рам, их кривизна,
размер стальной полосы, пропорции, отделка кожаных подушек – все
продумано до миллиметра...
При строительстве немецкого павильона на Международной выставке
1929 года в Барселоне Мис ван дер Роэ посчастливилось
продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде.
Вместо павильона для размещения экспонатов, он возводит здание,
которое по четкости форм и красоте примененных материалов
(травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет
собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат.
В нем получила выражение новая архитектурная концепция: создано
расчлененное со свободно расположенными стенками перетекающее
пространство. Структурная основа вытекает из четкого
разграничения несущих и ненесущих элементов. Плоская крыша
покоится на открыто стоящих стальных стойках, поэтому ненесущие
стены могут быть выполнены из стекла и других тонкостенных
материалов. Мис ван дер Роэ последовательно разграничивает
необходимые элементы конструкции (стойки, перекрытия) от таких,
которые не выполняют конструктивных функций (ненесущие стены)
Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов
— один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект
этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность.
Павильон на
монументальном цоколе из травертина с двумя бассейнами,
облицованными черным стеклом, в свое время был разобран, увезен
в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан. Уникальность этой
постройки - в доведенном до абсолюта принципе перетекающего
свободного пространства, в ощущении той самой концентрации,
квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это маленький
павильон, не несущий никакой градостроительной нагрузки –
игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего. Как не
вспомнить Микеланджело, который на вопрос: «Как Вы создаете свои
скульптуры?» ответил: «Беру камень.... и отсекаю все лишнее».
Мис показал, как это можно сделать в архитектуре. Его усилиями
стало аксиомой положение о пространстве как вещи синтетической.
Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с экстерьером. В
основу планировки положен принцип свободного плана. Павильон не
имеет ни замкнутых помещений, ни дверей – пространство течет
непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить это пространство,
существующее по «другим», невероятно гармоничным законам. Верный
себе, Мис ювелирно отточил каждую «мелочь». Чего стоят одни
только фирменные мисовские металлические колонны или мебель -
стул и табурет «Барселона», созвучные стенам, большим плоскостям
стекла и хромированным столбам. Рисунок двух х-образных
хромированных рам, их кривизна, размер стальной полосы,
пропорции, отделка кожаных подушек – все продумано до
миллиметра...
При строительстве немецкого павильона на Международной выставке
1929 года в Барселоне Мис ван дер Роэ посчастливилось
продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде.
Вместо павильона для размещения экспонатов, он возводит здание,
которое по четкости форм и красоте примененных материалов
(травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет
собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат.
В нем получила выражение новая архитектурная концепция: создано
расчлененное со свободно расположенными стенками перетекающее
пространство. Структурная основа вытекает из четкого
разграничения несущих и ненесущих элементов. Плоская крыша
покоится на открыто стоящих стальных стойках, поэтому ненесущие
стены могут быть выполнены из стекла и других тонкостенных
материалов. Мис ван дер Роэ последовательно разграничивает
необходимые элементы конструкции (стойки, перекрытия) от таких,
которые не выполняют конструктивных функций (ненесущие стены)
Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов —
один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект
этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность.
|
-
Вилла Тугендхат в Брно, 1930
-
В
1930 году Мис ван дер Роэ построил жилой дом Тугендхата в
Брно. То, что в Барселоне могло восприниматься как
причудливая игра плоскостями и материалами, здесь
превратилось в новую концепцию жилого дома. Дом Тугендхата
стоит на откосе. Мис весьма удачно использовал такое
расположение, спроектировав помещения в двух уровнях Дом
делится перегородками на четыре функциональные зоны: вход,
жилую зону, зону для занятий и столовую. Такой
пространственной композицией Мис вам дер Роэ удалось в
соответствии со своими программными установками учесть все
разнообразие повышенных требований заказчика, не нарушая
цельности основного объема делением его на отдельные мелкие
помещения. Единством внутреннего содержания и наружного
облика, привлекательностью вписанных в рельеф местности
форм, раскрытием в окружающую природу, а главным образом
гармонией пропорций дом Тугендхата может быть отнесен к
классическим образцам современного жилища. |
    |
|
|
|
|